СУМСЬКА
ТОРГОВО-ПРОМИСЛОВА ПАЛАТА






В этом разделе:



БТР вместо автобуса или почему не стоит чрезмерно увлекаться национальной спецификой
20.04.2015 СПРАВКА Станислав Лукасик родился 2 декабря 1964 года в Кельце (Польша). Работал в различных структурах Министерства иностранных дел Польши, советником Посольства Польши в России, советником-министром. В октябре 2014 года назначен Генеральным Консулом Республики Польша в Харькове. 

Во время своего первого официального визита на Сумщину новый Генеральный Консул Польши в Харькове Станислав Лукасик дал эксклюзивное интервью журналу «Ділові новини», в котором поделился своим видением перспективы дальнейшего сотрудничества между нашими странами и развития бизнес-отношений. 

- Господин Консул, это Ваш первый визит на Сумщину в новом качестве. Какова его главная цель? 
- Да, это моя первая поездка, не последняя, конечно. Сейчас у меня консульский округ большой, состоит из 7 областей. Так что я стараюсь их посетить с такими ознакомительными целями, познакомиться с местными властями, представителями диаспоры, бизнеса… 

- Вы, безусловно, интересовались вопросом, как на сегодняшний момент складываются отношения между Польшей и Сумщиной. Какова Ваша оценка: насколько они эффективны, в чем видите резервы углубления сотрудничества? 
- Знаете, это сотрудничество, конечно, уже имеет очень солидный фундамент. Мы не начинаем его с нуля. Взаимодействие с польскими партнерами происходит и на уровне Сумской области, и на уровне города, и на уровне торгово-промышленной палаты, и на уровне вузов. Что сейчас самое главное? Это, на мой взгляд, два направления. Первое – мы готовы делиться опытом, опытом польской трансформации, перехода из одного строя в другой. Почему польский опыт может быть полезен украинцам, спросите вы? Потому что у нас схожий менталитет, культура и склад экономических проблем. Естественно, Украине польский опыт намного ближе, чем немецкий или французский, так как эти страны намного раньше начали развивать капиталистические отношения. У нас есть желание, воля поделиться этим опытом. В разной форме. Это может быть и обучение сотрудников местных властей, и разного рода семинары, тренинги на уровне бизнеса, неправительственных организаций. Это первое направление, и, на самом деле, оно не так уж сложно в реализации. А вот второе – уже конкретная помощь в налаживании контактов между бизнесом. Есть польские предприниматели, которые заинтересованы вкладывать деньги, инвестиции в Восточную Украину, но не знают, как. С другой стороны, есть ожидания у сумского бизнеса, который тоже ищет партнеров в Польше. Эта работа гораздо сложнее. И здесь все не так однозначно. Ведь бизнесмен, который решит инвестировать в Украину, должен рисковать своими деньгами. И хотя бизнес – это всегда риск, но, будем говорить прямо, сегодня этот риск в Восточной Украине повышен. Но мы убеждаем своих польских бизнесменов, что есть повод рискнуть. 

- А какие отрасли, на Ваш взгляд, наиболее перспективны в плане инвестирования в Украину, и что наши предприниматели могут предложить на рынке Польши и вообще на европейском рынке? 
- Конечно, чтобы это сотрудничество было эффективным, необходимо найти такие ниши, где наши ожидания совпадают. Что касается Украины, перспективным есть агропромышленный бизнес. У вас – хорошие земли (чернозем), есть тоже сильные агрохолдинги. С польской стороны – есть тресты по производству сельхозтехники в доступном ценовом сегменте для не очень крупных хозяйств. Эта ниша существует. Также возможна просто покупка сырья для производства продукции. Например, стоимость украинских продуктов, тех же помидоров, огурцов, наверное, дешевле, чем в Польше, но по качеству они наверняка не хуже. Поэтому польские производства, занимающиеся переработкой сельхозпродукции, производством паст, джемов и так далее, могут закупать у вас сырье. Второе перспективное, на мой взгляд, направление – это агротуризм или «зеленый» туризм, как еще говорят. Он очень популярен сейчас в Польше. Мы создали целые туристические кластеры. Это именно то направление, в котором идет Европа. А ведь у вас так много красивых мест, природа просто великолепная. Нужны, конечно, деньги, нужна реклама. Ведь мало построить какой-то туристический центр, нужно, чтобы люди приезжали, чтобы клиенты из других областей, стран знали об этом месте и готовы были там отдохнуть. Мы начали развивать это направление лет десять назад, поэтому можем тоже поделиться опытом. Еще одно возможное направление сотрудничества – это медицинская техника, которую Польша сейчас производит на достаточно неплохом уровне. Кроме того, нам удалось наладить эффективную работу медицинских служб быстрого реагирования, той самой «скорой помощи», что сейчас особо актуально для Украины в период ведения боевых действий. Мы готовы поделиться тем, как создать такую очень эффективную систему скорой помощи. Наши эксперты уже приезжают в больницы и проводят консультации. Мы готовы продолжать эту работу. 

- Господин Консул, у нас в области в очень сложной ситуации оказалось тяжелое машиностроение. В связи с тем, что эти предприятия были, в основном, ориентированы на Россию, сейчас они потеряли главный рынок сбыта. А это – градообразующие предприятия, на которых работают тысячи жителей. Были ли в Польше подобные проблемы и как вы с ними справлялись? 
- Скажу так, что путь этих предприятий – не из легких. Есть два варианта – или реструктурировать, перепрофилировать производство, либо прекратить свое существование. У нас примеры были и того, и другого. Кто сумел перестроиться под общеевропейские тренды, тот выжил. Знаете, что очень важно подчеркнуть, польский производитель сегодня отошел в большинстве случаев от производства конечной продукции. Очень мало осталось заводов, где собирают, например, автобусы или трамваи. Но если мы возьмем крупные европейские марки, которые производят машины, автобусы, поезда и даже самолеты, вы практически не найдете таких, где нет польских составляющих. Пусть это будут какие-то маленькие винтики, подшипники, то есть, на первый взгляд, незначительные детали. Но они исчисляются в десятках тысяч, даже миллионах… 

- То есть, для украинцев – это тоже, на Ваш взгляд, перспективный путь? 
- Да. Поскольку, сейчас мир, Европа идут по пути кооперации и специализации. Раньше, при социализме, были большие фабрики и заводы. Например, в Польше, под Варшавой был огромный завод по производству тракторов. Больше тракторы они не делают. Да, может быть, нынешнее производство менее престижно, но оно экономически выгодно. Большинство предприятий пошли по пути кооперации с крупными грандами в Европе и таким образом нашли свое место. Для Украины эта проблема еще серьезнее, так как у вас и страна больше, и число таких градообразующих предприятий значительно превышает наше. У нас в Польше такими градообразующими предприятиями являются шахты. Их, по закону рынка, надо бы закрывать, но что же тогда делать городам, которые, собственно, живут вокруг шахты и за ее счет? Это, пожалуй, последняя серьезная проблема, которая еще остается у нас не решенной. Украина же только в начале пути, и надо понимать, что он будет нелегким. 

- Что бы Вы пожелали украинским предпринимателям, чтобы они все же успешно преодолели этот непростой путь на европейский рынок? 
- Во-первых, мира и стабильности, поскольку без этого бизнес очень сложно вести. Во-вторых, не бояться рисковать и иметь желание искать нестандартные подходы и пути решения. Сегодня мир очень активно движется вперед и задачи сегодняшнего дня нельзя решать, используя механизмы вчерашнего. Надо по мере возможности быть открытым к миру, ориентироваться на успех других и, возможно, найти какую-то «золотую» середину между буквальным переносом чужого опыта к себе и ориентацией на свою специфику. Есть два пути. Первый – взять решение, которое было успешным в другой стране и перенести его к себе. Не всегда это получается. Говорят, у нас своя специфика. Но с другой стороны, важно этой своей спецификой не испортить чужой успешный опыт. А то получается так: берем лицензию на автобус, а получается БТР. Мне кажется, и тот, и другой поход неправильный. Надо брать пример с других стран, те модели, которые увенчались успехом. Может, не полностью все переносить, но уж и не сильно аккомодировать к специфике, ведь тогда может совсем ничего не получиться. 

Беседовала Виктория Красноплахта 
Фото Олега Корженко

Возврат к списку


Материалы по теме:

.
© Сумская торгово-промышленная палата
e-mail: chamber@cci.sumy.ua,   2006 - 2016 гг
Разработка сайта - Мэджик А